李覯, Ли Тай-бо. 1009, Наньчэн уезда Наньцзян обл. Цзяньчан (совр. пров. Цзянси), — 1059. Философ, политический мыслитель. Родился в бедной неродовитой семье (называл себя «простолюдином из Наньчэна»). Потерпев неудачу на столичных (г. Кайфэн) экзаменах на высшую ученую степень
цзинь ши, основал академию на родине, в округе Ганьцзян, добился известности как эрудит и талантливый педагог. По рекомендации Фань Чжун-яня получил в 1049 преподавательскую должность при дворе, в конце жизни занимал высокий пост «толкователя-ассистента» в столичной Высшей школе (
Тай сюэ). Осн. соч. — «Фу го цэ, цян бин цэ, ань минь цэ» («План обогащения гос-ва, план усиления армии, план успокоения народа», 1040; рус. пер.: З.Г. Лапина, 1985), «Цин ли минь янь» («Высказывания [представителя] народа в [период] Цин-ли»), «Шань дин И ту сюй лунь» («Сокращенное введение в планы „[Чжоуских] перемен“», 1048), «Ли лунь» («Суждения о благопристойности») и др., сведены в сборник «Чжи цзян Ли сянь шэн вэнь цзи» («Собрание литературных творений толкователя-ассистента, наставника Ли»), др. назв. — «Сюйцзян цзи» («Собрание [произведений] Сюйцзянского Ли Гоу»).
В области натурфилософии исходил из учения о мировой материалообразующей «пневме» (
ци [1]) как едином субстанциальном начале; рассматривал универсум как результат соединения двух полярных ипостасей этой субстанции — «пневм»
инь и
ян (см.
Инь–ян). Вследствие такого соединения возникают «образы/символы» (
сян [
1]), а за ними появляются «[телесные] формы» (
син [2]), в к-рые облечено все упорядоченно взаимодействующее множество вещей («Шань дин И ту…», гл. «Лунь и» — «О Едином»). Выдвинул положение о «власти/праве» (
цюань [
1]) как некоей противоположности «[пяти] постоянствам» ([
у]
чан; см.
Сань ган у чан) — этич. нормам, являющимся «напоминанием» о
дао в человеч. жизни, и «постоянству»
дао вообще, т.к.
дао не пользуется «властью/правом». Вместе с тем «власть/право» и «постоянства» не исключают друг друга, ибо реакция «власти/силы» (
ши [
5]), пользующейся «властью/правом», на изменения ситуации, в свою очередь, исходит из указанных «постоянств» («Шань дин И ту...», гл. «И лунь ди ба» — «Восьмой тезис по поводу перемен»). В сфере учения о познании Ли Гоу подчеркивал значение упорядоченного чувственного восприятия для формирования интеллекта и образа мыслей. На этом построены его педагогич. идеи, акцентирующие роль обучения как исключит. средства формирования всех человеч. достоинств.
В политич. учении Ли Гоу выражены осн. черты средневек. конф. системы представлений о единстве всех управленческих функций гос-ва в его упорядочивающем воздействии на об-во (см.
Цзин цзи). В основе этой системы лежала древнекит. доктрина мироустроительных функций правителя, проявления активности к-рого исходят от Неба (
тянь [1]). Вместе с тем у Ли Гоу заметна тенденция к снижению уровня конфуцианского авторитаризма: Небо в его построениях присутствует лишь как указание на высшую санкцию деяний императора, а высказывания древних «совершенномудрых» (
шэн [1]) объявляются хотя и важным, но далеко не решающим фактором принятия управленческого решения. Критерием оценки предложений советников, программ, методов и их результата у Ли Гоу выступали понятия «счастье гос-ва», «благо правителя», интересы казны. Личность советника растворялась в созидательном творчестве на благо гос-ва.
Считая земледелие основой материального благополучия гос-ва, Ли Гоу объявлял землю «основой», «стволом» (
бэнь), а обработку ее — «ветвями» (
мо), чем-то второстепенным, ибо частное землевладение является важнейшим фактором заинтересованности земледельца в своем труде. Идеальной формой соединения земли и рабочих рук он считал якобы существовавшую в древности систему «колодезных полей» (
цзин тянь). Особенность трактовки Ли Гоу этой утопии состояла в том, что гл. достоинством системы
цзин тянь он считал не столько обеспечение благополучия земледельцев, сколько гарантию полного использования земельных фондов и обогащение т.о. казны. Земледельцам (
нун), заслуживающим заботы гос-ва, Ли Гоу противопоставлял торговцев и ремесленников (
шан [
1]), активность к-рых для блага гос-ва требует ограничений и жесткого контроля (ср. положения
легизма, в том числе учение
«Хань Фэй-цзы»). Еще больший ущерб гос-ву наносят «дармоеды» (
жун чжэ) — буддийские и даосские монахи, корыстолюбивые чиновники, бродяги, шаманы, гадатели, лекари, бродячие артисты. Поэтому Ли Гоу предложил приобщение неземледельческого населения к «основному занятию» — проект «подавления второстепенного» (
и лю чжи шу): в административном порядке «запретить мотовство», что лишит прибылей торговцев и ремесленников, установить норму частного землевладения, запретить пострижение в монахи, провести чистку администр. аппарата, запретить деятельность бродячих артистов, лекарей, магов и т.п., что вынудит «находящихся в безвыходном положении» пойти на держание земли на условиях феод. ренты. В то же время следует поощрять освоение целинных и залежных земель, не устанавливая лимиты на них, жалуя инициативных землевладельцев должностями и рангами знатности. Ли Гоу призывал также к жесткому государственному контролю за финансовой сферой, т.к. «богатство — кормило власти правителя». В фискальных интересах гос-ва следует поощрять торговлю по гос. лицензиям, систему откупов. «Обогащению гос-ва» как гл. задаче должно служить и повышение его обороноспособности за счет организации военных поселений как средства охраны социального мира внутри страны и обеспечения безопасности границ. Условием и предпосылкой усиления гос-ва во всех отношениях является «успокоение народа» (
ань минь). Оно обеспечивается: 1) «наставлением» («улучшать [нравы народа]»; «выбирать наставников [ученых чиновников]»; «обретать достойных» — обсуждать и проверять достоинства кандидатов на выдвижение; «соблюдать меру в потреблении»); 2) «повелеванием» (соблюдать собственные законы и указы; отменить амнистии и право откупа наказаний); 3) «управлением» («назначать верных сановников»; «определять на места хороших чиновников»); 4) «обеспечением» («делать регулярные накопления»; «поощрять землевладельцев») («Фу го цэ…»).
Учение Ли Гоу подкрепляло реформаторские устремления определенных слоев правящих кругов империи Сун, стремившихся ограничить влияние высшего чиновничества и бесконтрольное расширение крупного феод. землевладения в ущерб интересам гос-ва, средних и низших слоев бюрократии. Политико-экономич. взгляды Ли Гоу получили развитие в учении
Ван Ань-ши.
В начале ХХ в. интерес китайской интеллигенции к учению Ли Гоу был стимулирован ростом влияния концепций
Ху Ши, усмотревшего в построениях Ли Гоу прагматистский настрой и объявившего его крупнейшим китайским мыслителем середины XI в.
Источники: Ли Гоу. Ли Гоу цзи (Собр. [соч.] Ли Гоу). Пекин, 1981;
Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985, с. 259–307; То же // Искусство властвовать. М., 2001, с. 33–168.
Литература: Морохаси Тэцудзи. Когакусидзё ни окэру судзюн хаку-но токусю тии (Особое положение Ли Тай-бо в истории конфуцианства) // Сибун. 1926, № 8;
Мэй Го-чжу. Ли Гоу сысян яньцзю (Исследование идей Ли Гоу). Пекин, 1984;
Тэрадзи Дзюн. Ри ко-но кёсисо то соно рэкиситэки иги (Историческое значение учения Ли Гоу о ритуале) // Сигаку кэнкюдзё. 1973, № 118, 119;
Ху Ши. Цзи Ли Гоу ды сюэшо (Записки об учении Ли Гоу) // Ху Ши вэнь цунь (Собрание литературных творений Ху Ши). Т. 1. Шанхай, 1921; т. 2. Шанхай, 1925;
Balázs E. Chinese Civilization and Bureaucracy. New Haven — London, 1964, p. 277–289;
Tillman H.C. Utilitarian Confucianism: Ch’en Liang’s Challenge to Chu Hsi. Camb. (Mass.)–L., 1982, index.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 300-301.